Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района города Казани Казан шәһәре Яңа Савин районының "Аерым предметлар тирәнтен өйрәнелә торган 71нче татар-рус урта гомуми белем мәктәбе" гомуми белем бюджет муниципаль учреждениесе
Визитная карточка
| Адрес: | 420044, г. Казань, ул. Волгоградская,39А |
| Телефон: | +7(843) 561-15-85;+7(843) 564-37-61 |
| E-Mail: | sch81@yandex.ru, S71.kzn@tatar.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МБОУ "Школа № 71" |
| Руководитель: | Григорьева Юлия Павловна |
| Год основания учреждения: | 1970 |
| У нас учатся: | 813, из них 38 мигранта |
| У нас учат: | 51 |
Новости школы №71
Педагогический совет "Как построить школу, содействующую здоровью?"
Опубликовано: 05.11.2013Педсовете: "Как построить школу содействующую здоровью"
Приоритетным направлением в образовательном процессе является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Реализуя программу «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан», школа достигла высокого уровня. В 2013 году нашей школе присвоена квалификационная характеристика «Школа, содействующая здоровью, серебряного уровня».
Цель педсовета
Критически оценить и осмыслить работу школы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Наметить основные пути изменения школьного уклада с пользой для здоровья участников образовательного процесса.
Задачи
1. Определить основные направления для формирования здоровьесберегающего пространства учебного заведения.
2. Обеспечить педагогов информацией для выработки собственных стратегий и технологий, позволяющих Сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
3. Мотивировать педагогический коллектив к решению задач здоровьесберегающей педагогики.
4. Познакомить педагогов с приемами работы в технологии критического мышления.
Работа педагогического совета организована по принципу творческих групп (всего 5), которые желательно определить заранее. При этом следует учесть творческий потенциал педагогов, их взаимоотношения, не мешающие рабочему настрою (то есть они не должны быть очень дружескими или, наоборот, враждебными).
Стадия вызова Все участники педагогического совета сразу рассаживаются по группам (их списки лежат на столах).
Ведущий коротко обосновывает актуальность темы здоровьесбережения (это одно из направлений президентской программы «Наша новая школа», идет статистика по группам здоровья учащихся, мониторингу заболеваемости и т.п.). Ставится основная цель: критически оценить и осмыслить работу школы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Для этого используются специальные приемы.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Давайте попробуем сформулировать проблемы, которые оказывают влияние на здоровье учащихся во время их пребывания в школе, и направления нашей работы для их устранения. Каждая проблема связана с определенным видом деятельности педагогического коллектива.
1 -й этэп. Все индивидуально формулируют проблемы и связанные с ними направления деятельности (2-3 мин.).
2- й этап. Обсуждение в группе, определение проблем и связанных с ними направлений деятельности (2-3 мин.).
Группа выписывает на отдельных листах выявленные в ходе обсуждения проблемы и направления деятельности (возможно, у каждой группы свой цвет бумаги). Например, проблема - учебные нагрузки; направление деятельности - организация урока.
3- й этап. Группы по очереди называют проблему и связанное с ней направление деятельности, но не повторяя того, что уже было сказано другими.
Примечание. На магнитной доске нарисована (либо прикреплена к ней) корзина с надписью «Школа, содействующая здоровью». У ведущего заранее приготовлены названия групп (допустим, «школьный урок», «здоровьесберегающая организация образовательного процесса», «здоровье учителя», «формирование культуры здоровья»).
После выступления участников педсовета следует обобщить материалы и сформулировать основные проблемы и направления деятельности, связанные со здоровьесбережением. Оформление итога - кластер.
Ведущий предлагает критически оценить и осмыслить работу школы по выделенным направлениям. Каждая группа работает с помощью определенного приема ТРКМ.
Первая группа «Школьный урок»
Прием «Денотатный граф» (способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия). Группе предлагают бланк анализа урока с позиции здоровьесбережения (приложение 1). Задача - систематизировать выделенные требования и наглядно графически представить существенные признаки школьного урока, который способствует здоровьесбережению.
Правила составления денотатного графа таковы:
1. Выделение ключевого слова или словосочетания, от которого составляется денотатный граф (в нашем случае - «школьный урок»),
2. Подбор глаголов, которые связывают ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать те из них, которые обозначают:
• цель - направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;
• процесс достижения результата - достигать, осуществляться;
• предпосылки достижения результата - основываться, опираться, базироваться,
а также глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.
3. Подбор существенных признаков (1-3) ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы.
Примечание. Денотатный граф составляется сверху вниз (схема 1). Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
|
№ п\п |
Критерии оценки |
|
1 |
Обстановка и гигиенические условия в классе (температура, свежесть воздуха, освещение и др.) |
|
2 |
Постановка валеологических целей урока |
|
3 |
Психологический микроклимат |
|
4 |
Мотивация учащихся на начало каждого этапа урока (используемые учителем методы ее повышения) |
|
5 |
Наличие у детей мотивации к учебной деятельности |
|
6 |
Число видов учебной деятельности (норма 4-7) |
|
7 |
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (норма 7-10 минут) |
|
8 |
Характер учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, поисковый, продуктивный) |
|
9 |
Межпредметные связи с проблемами здоровья (наличие в содержательной части урока вопросов, связанных ш здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности- выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в не выработка индивидуального способа безопасного поведения; включение в урок материала, помогающего ориентироваться в современном мире) |
|
10 |
Число методов преподавания (словесный, наглядный, практический) (норма не менее трех )
|
|
11 |
Чередование методов преподавания (норма 10-15 мин.) |
|
12 |
Активные методы и формы обучения на уроке |
|
13 |
Место и длительность применения ТСО |
|
14 |
Личностно-развивающий подход (использование субъективного опыта ученика, применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала, учет индивидуальных особенностей учащихся, субъект-субъектное обучение, развитие познавательной деятельности, диалогическое обучение, использование разнообразных путей восприятия информации) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
|
15 |
Характер педагогического общения |
|
16 |
Позы учащихся, их чередование |
|
17 |
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты |
|
18 |
Формирование у учащихся самоанализа, самооценки, саморегуляции |
|
19 |
Темп и ритм урока (соответствие уровню и подготовленности детей, оптимальность. Завершенность действий учителя и учащихся) |
|
20 |
Плотность урока (количество времени, затраченного школьниками на учебную работу; норма не менее 60% и не более 75-80%) |
|
21 |
Диагностика момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма – не ранее чем через25-30 мин.) |
|
22 |
Особые заслуги учителя (урок на свежем воздухе) |
Вторая группа «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса»
Прием: игра «Как вы думаете?» Группе предлагается набор карточек с проблемами, влияющими на организацию образовательного процесса с точки зрения здоровьесбережения (приложение 2), и таблиц 2 с тремя столбиками
|
В некоторых случаях |
В большинстве случаев |
Всегда |
|
|
|
|
Ход игры. Один человек из группы должен перемешать и раздать карточки. Не имеет значения, если кто-то получит их больше.
1.Участники самостоятельно читают то, что написано на выданных карточках. Затем, ни с кем не советуясь, руководствуясь личным мнением, кладут каждую из них вверх лицом тот столбик, где она должна находиться. Например, на одной из карточек написано: «Несовершенство используемых учебных программ и технологий». Если кто-то считает, что тезис действует всегда, он кладет карточку в соответствующий столбик и т.д.
2. Когда все члены группы разложат свои карточки. На них нужно внимательно посмотреть. Если кому-то покажется, что карточка расположена неправильно, он переворачивает ее лицом вниз.
3.Когда этот этап работы завершен, следует проанализировать результат: карточки, оставшиеся неперевернутыми , выражают мнение группы.
4.Следующий этап- обсуждение перевернутых карточек. Группа выясняет, кто положил карточку на то или иное поле, а кто перевернул ее. Затем идет обсуждение: где она должна находиться. Если группа сразу не пришла к общему решению, то придется искать компромисс.
Результат работы – составленная и заполненная таблица с проранжированными проблемами. Те из них, которые попали в столбик «Всегда», требуют своего решения в первую очередь.
Третья группа «Здоровье учителя» Прием «Дерево предсказаний» Группа получает «добрые советы психологов». Участникам предлагается сформулировать проблемы, которые можно решить с их помощью.
Ветки слева - проблемы (количество ветвей не ограничено)
Ветки справа – советы (их количество должно совпадать с ветками слева)
Четвертая группа «Формирование культуры здоровья»
Прием: таблица «Что? Когда? Почему?»
|
Кто? |
Что? |
Где? |
Когда? |
Почему? |
|
|
|
|
|
|
• Формальное признание всеми участниками образовательного процесса здоровья как наивысшей ценности.
• Перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса.
• Несовершенство используемых учебных программ и технологий.
• Авторитарный стиль преподавания.
• Отсутствие индивидуального подхода к учащимся
• Использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным
• Недостаток двигательной активности учащихся.
• Неправильное питание в школе
• Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
• Недостаточное финансирование школы.
• Дидактогенная организация образовательного процесса.
• Недостаточная психологическая культура учебно- воспитательного процесса.
• Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий.
• Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в этом вопросе.
• Слабое использование технологий, которые дают детям опыт успеха и радости, необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни.
• Неблагополучное состояние здоровья педагогов.
• Недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий, - толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.
• Отсутствие системы предупреждения вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней; нарушение осанки, зрения, нервно-психические расстройства и т.д.).
• Недостаточная охрана и укрепление психического здоровья детей (предупреждение школьных стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей).
• Недостаточная организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
• Гигиенические условия обеспечения учебного процесса (экологические факторы,требования к школьной мебели, освещенность, воздушно-тепловой режим, уровень шума).
• Оптимизация учебной нагрузки (объем учебной нагрузки, нагрузка от дополнительных занятий, нагрузка от занятий активно-двигательного характера).
• Оптимальность расписания
• Рациональная организация урока
• Альтернативный график каникул.
• Отсутствие школьной службы здоровья (валеологического сопровождения образовательного процесса).
• Недостаточная психолого-педагогическая поддержка школьников в образовательном процессе.
• Отсутствие комплексного мониторинга здоровья учащихся и педагогов
• Отсутствие школьной комплексной целевой программы «Здоровье»
• Отсутствие учета показателей здоровья учащихся при оценке работы педагогического коллектива и отдельных учителей
Стадия рефлексии Прием «Пять шляп»
Белая шляпа. Мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок. Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно.
Желтая шляпа. Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении положительные стороны и аргументировать (!), почему они таковыми являются. Нужно не просто сказать, что именно хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.
Черная шляпа. Противоположность желтой. Тре буется определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
Красная шляпа. Эмоциональная составляющая. Следует связать изменения собственного внутреннего состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.
С каким именно этапом педсовета связана та или иная эмоция? Не стоит объяснять, почему вы пережили именно такое эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т.д.). Нужно лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.
Зеленая шляпа. Творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в рассматриваемом вопросе.
К списку новостей










