• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района города Казани Казан шәһәре Яңа Савин районының "Аерым предметлар тирәнтен өйрәнелә торган 71нче татар-рус урта гомуми белем мәктәбе" гомуми белем бюджет муниципаль учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420044, г. Казань, ул. Волгоградская,39А
Телефон: +7(843) 561-15-85;+7(843) 564-37-61
E-Mail: sch81@yandex.ru, S71.kzn@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Школа № 71"
Руководитель: Григорьева Юлия Павловна
Год основания учреждения: 1970
У нас учатся: 813, из них 38 мигранта
У нас учат: 51

Новости школы №71

Педагогический совет "Как построить школу, содействующую здоровью?"

Опубликовано: 05.11.2013

Педсовете: "Как построить школу содействующую здоровью"

 

Приоритетным направлением в образовательном процессе является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Реализуя программу «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан», школа достигла высокого уровня. В 2013 году нашей школе присвоена квалификационная характеристика «Школа, содействующая здоровью, серебряного уровня».

 

Цель педсовета

Критически оценить и осмыслить работу школы по сохранению и укреплению здоровья школьни­ков. Наметить основные пути изменения школьно­го уклада с пользой для здоровья участников об­разовательного процесса.

Задачи

1.  Определить основные направления для фор­мирования здоровьесберегающего пространства учебного заведения.

2.  Обеспечить педагогов информацией для вы­работки собственных стратегий и технологий, по­зволяющих Сохранять и укреплять здоровье участ­ников образовательного процесса.

3.  Мотивировать педагогический коллектив к ре­шению задач здоровьесберегающей педагогики.

4.  Познакомить педагогов с приемами работы в технологии критического мышления.

Работа педагогического совета организована по принципу творческих групп (всего 5), которые желательно определить заранее. При этом следует учесть творческий потенциал педагогов, их взаи­моотношения, не мешающие рабочему настрою (то есть они не должны быть очень дружескими или, наоборот, враждебными).

Стадия вызова   Все участники педагогического совета сразу расса­живаются по группам (их списки лежат на столах).

Ведущий коротко обосновывает актуальность темы здоровьесбережения (это одно из направле­ний президентской программы «Наша новая шко­ла», идет статистика по группам здоровья учащих­ся, мониторингу заболеваемости и т.п.). Ставится основная цель: критически оценить и осмыслить работу школы по сохранению и укреплению здо­ровья школьников. Для этого используются специ­альные приемы.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Давайте попро­буем сформулировать проблемы, которые оказы­вают влияние на здоровье учащихся во время их пребывания в школе, и направления нашей рабо­ты для их устранения. Каждая проблема связана с определенным видом деятельности педагогиче­ского коллектива.

1 -й этэп. Все индивидуально формулируют про­блемы и связанные с ними направления деятель­ности (2-3 мин.).

2-      й          этап. Обсуждение в группе, определение проблем и связанных с ними направлений дея­тельности (2-3 мин.).

Группа выписывает на отдельных листах выяв­ленные в ходе обсуждения проблемы и направ­ления деятельности (возможно, у каждой группы свой цвет бумаги). Например, проблема - учеб­ные нагрузки; направление деятельности - орга­низация урока.

3-    й           этап. Группы по очереди называют проблему и связанное с ней направление деятельности, но не повторяя того, что уже было сказано другими.

Примечание. На магнитной доске нарисова­на (либо прикреплена к ней) корзина с надписью «Школа, содействующая здоровью». У ведущего заранее приготовлены названия групп (допустим, «школьный урок», «здоровьесберегающая орга­низация образовательного процесса», «здоровье учителя», «формирование культуры здоровья»).

После выступления участников педсовета следу­ет обобщить материалы и сформулировать основ­ные проблемы и направления деятельности, свя­занные со здоровьесбережением. Оформление итога - кластер.

Ведущий предлагает критически оценить и осмыслить работу школы по выделенным направ­лениям. Каждая группа работает с помощью опре­деленного приема ТРКМ.

 

 

Первая группа «Школьный урок»

Прием «Денотатный граф» (способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия). Группе предлагают бланк анализа урока с позиции здоровьесбережения (приложение 1). За­дача - систематизировать выделенные требования и наглядно графически представить существенные признаки школьного урока, который способствует здоровьесбережению.

Правила составления денотатного графа тако­вы:

1.   Выделение ключевого слова или словосоче­тания, от которого составляется денотатный граф (в нашем случае - «школьный урок»),

2.    Подбор глаголов, которые связывают клю­чевое понятие и его признаки. Рекомендуется ис­пользовать те из них, которые обозначают:

   цель - направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;

   процесс достижения результата - достигать, осуществляться;

   предпосылки достижения результата - осно­вываться, опираться, базироваться,

а также глаголы-связки, с помощью которых осу­ществляется выход на определение значения поня­тия.

3.   Подбор существенных признаков (1-3) клю­чевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы.

Примечание. Денотатный граф составляется сверху вниз (схема 1). Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними при­знаки.

 

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

 

№ п\п

Критерии оценки

1

Обстановка и гигиенические условия в классе (температура, свежесть воздуха, освещение и др.)

2

Постановка валеологических целей урока

3

Психологический микроклимат

4

Мотивация учащихся на начало каждого этапа урока

(используемые учителем методы ее повышения)

5

Наличие у детей мотивации к учебной деятельности

6

Число видов учебной деятельности (норма 4-7)

7

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (норма 7-10 минут)

8

Характер учебно-познавательной деятельности

(репродуктивный, поисковый, продуктивный)

9

Межпредметные связи с проблемами здоровья (наличие в содержательной части урока вопросов, связанных ш здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности- выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в не выработка индивидуального способа безопасного поведения; включение в урок материала, помогающего ориентироваться в современном мире)

10

Число методов преподавания (словесный, наглядный, практический) (норма не менее трех )

 

11

Чередование методов преподавания (норма 10-15 мин.)

12

Активные методы и формы обучения на уроке

13

Место и длительность применения ТСО

14

 Личностно-развивающий подход (использование субъективного опыта ученика, применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала, учет индивидуальных особенностей учащихся, субъект-субъектное обучение, развитие познавательной  деятельности, диалогическое обучение, использование разнообразных путей восприятия информации) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

15

Характер педагогического общения

16

Позы учащихся, их чередование

17

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты

18

Формирование у учащихся самоанализа, самооценки, саморегуляции

19

Темп и ритм урока (соответствие уровню и подготовленности детей, оптимальность. Завершенность действий учителя и учащихся)

20

Плотность урока (количество времени, затраченного школьниками на учебную работу; норма не менее 60% и не более 75-80%)

21

Диагностика момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма – не ранее чем через25-30 мин.)

22

Особые заслуги учителя (урок на свежем воздухе)

 

 

Вторая группа «Здоровьесберегающая орга­низация образовательного процесса»

Прием: игра «Как вы думаете?» Группе предлагается набор карточек с проблемами, влияющими на организацию образовательного процесса с точ­ки зрения здоровьесбережения (приложение 2), и таблиц 2 с тремя столбиками

 

 

В некоторых случаях

В большинстве случаев

Всегда

 

 

 

 

Ход игры. Один человек из группы должен перемешать и раздать карточки. Не имеет значения, если кто-то получит их больше.

1.Участники самостоятельно читают то, что написано на выданных карточках. Затем, ни с кем не советуясь, руководствуясь личным мнением, кладут каждую из них вверх лицом  тот столбик, где она должна находиться. Например, на одной из карточек написано: «Несовершенство используемых учебных программ и технологий». Если кто-то считает, что тезис действует всегда, он кладет карточку в соответствующий столбик и т.д.

2. Когда все члены группы разложат свои карточки. На них нужно внимательно посмотреть. Если кому-то покажется, что карточка расположена неправильно, он переворачивает ее лицом вниз.

3.Когда этот этап работы завершен, следует проанализировать результат: карточки, оставшиеся неперевернутыми , выражают мнение группы.

4.Следующий этап- обсуждение перевернутых карточек. Группа выясняет, кто положил карточку на то или иное поле, а кто перевернул ее. Затем идет обсуждение: где она должна находиться. Если группа сразу не пришла к общему решению, то придется искать компромисс.

Результат работы – составленная и заполненная таблица с проранжированными  проблемами. Те из них, которые попали в столбик «Всегда», требуют своего решения в первую очередь.

 

 

Третья группа «Здоровье учителя» Прием «Дерево предсказаний» Группа получает «добрые советы психологов». Участникам предлагается сформулировать проблемы, которые можно решить с их помощью.

 

Ветки слева - проблемы (количество ветвей не ограничено)

Ветки справа – советы (их количество должно совпадать с ветками слева)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертая группа «Формирование культуры здоровья»

Прием: таблица «Что? Когда? Почему?»

 

 

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

 

 

 

 

 

 

        Формальное признание все­ми участниками образовательного процесса здоровья как наивысшей ценности.

        Перегрузка учебных про­грамм, интенсификация учебно­го процесса.

        Несовершенство используе­мых учебных программ и техно­логий.

        Авторитарный стиль препо­давания.

        Отсутствие индивидуального подхода к учащимся

        Использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным

    Недостаток двигательной активности учащихся.

    Неправильное питание в школе

    Несоблюдение гигиениче­ских требований в организации образовательного процесса.

    Недостаточное финансиро­вание школы.

    Дидактогенная организация образовательного процесса.

    Недостаточная     психо­логическая культура учебно- воспитательного процесса.

   Недостаточная компетент­ность педагогов в вопросах здо­ровья, здоровьесберегающих тех­нологий.

   Низкий уровень культуры  здоровья учащихся, их неграмотность в этом вопросе.

• Слабое использование техно­логий, которые дают детям опыт  успеха и радости, необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адап­тации в самостоятельной жизни.

   Неблагополучное состояние здоровья педагогов.

  Недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий, - толерантности, доброжела­тельности, чувства юмора и др.

• Отсутствие системы предупреждения вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней; нарушение осанки, зрения, нервно-психические расстрой­ства и т.д.).

   Недостаточная охрана и укре­пление психического здоровья де­тей (предупреждение школьных стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, за­висимостей).

   Недостаточная организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

• Гигиенические условия обе­спечения учебного процесса (эко­логические факторы,требования к школьной мебели, освещен­ность, воздушно-тепловой режим, уровень шума).

  Оптимизация учебной на­грузки (объем учебной нагрузки, нагрузка от дополнительных заня­тий, нагрузка от занятий активно-двигательного характера).

   Оптимальность расписания

   Рациональная организация урока

   Альтернативный график ка­никул.

   Отсутствие школьной службы здоровья (валеологического сопровождения образовательно­го процесса).

   Недостаточная психолого-педагогическая поддержка школьни­ков в образовательном процессе.

   Отсутствие комплексного мониторинга здоровья учащихся и педагогов

        Отсутствие школьной ком­плексной целевой программы «Здоровье»

        Отсутствие учета показате­лей здоровья учащихся при оценке работы педагогического кол­лектива и отдельных учителей

Стадия рефлексии Прием «Пять шляп»

Белая шляпа. Мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок. Можно цитиро­вать чью-то субъективную точку зрения, но бес­страстно.

 

Желтая шляпа. Позитивное мышление. Необхо­димо выделить в рассматриваемом явлении поло­жительные стороны и аргументировать (!), почему они таковыми являются. Нужно не просто сказать, что именно хорошо, полезно, продуктивно, кон­структивно, но и объяснить, почему.

 

Черная шляпа. Противоположность желтой. Тре буется определить, что было трудно, неясно, про­блематично, негативно, вхолостую, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостат­ки, но и проанализировать их причины.

 

Красная шляпа. Эмоциональная составляющая. Следует связать изменения собственного внутрен­него состояния с теми или иными моментами рас­сматриваемого явления.

С каким именно этапом педсовета связана та или иная эмоция? Не стоит объяснять, почему вы пережили именно такое эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т.д.). Нужно лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.

 

Зеленая шляпа. Творческое мышление. Задай­тесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в рассматриваемом вопросе.

 



К списку новостей