• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Учебно-методический сектор Информационно-методического отдела МКУ "Управление образование ИКМО "Город Казань" по Вахитовскому и Приволжскому районам

Визитная карточка

Адрес: г.Казань, ул.Братьев Касимовых, д.6
Телефон: +7(843)-224-52-74;+7(843)-224-33-14
E-Mail: VahPriv.umsimo@tatar.ru, imcpriv2008@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: Сектор ИМО по Вахитовскому и Приволжскому районам
Руководитель: Зигангерова Миляуша Василовна
У нас учат: 12 методистов

Новости методического отдела

О проведении научно-практической конференции им.Х.Атласи

Опубликовано: 13.02.2012

XIV научно – практическая  конференция  школьников города Казани

«Культурно – нравственные  ценности  народов  Татарстана»,

посвященная  татарскому  педагогу  и  историку  Хади  Атласи

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Помимо учебных целей и задач, мы в своей работе ставим перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.

«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Научно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:

• развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

• развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

• развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

• развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

• сформировать чувство ответственности за порученное дело;

• воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

• привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

        Мы считаем, что главное при организации научно-исследовательской деятельности, следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость. В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности. Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей и компетенций учащихся, как способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы.

Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности.

Одной из традиционных форм работы с интеллектуально одарёнными детьми являются научно-практические  конференции. Участием в конференциях охвачены юные исследователи всех ступеней обучения (начальная школа, среднее звено, старшая школа).

11 февраля 2012 года на базе МБОУ «Гимназия №40» Приволжского района города Казани состоялась  городская научно-практическая конференция имени Хади Атласи «Культурно-нравственные и исторические ценности народов Республики Татарстан», которая проводится уже 14 лет, что в очередной раз подтверждает интерес к ней и ее значимость. Официальная дата открытия ставшей ныне традиционной конференции школьников – 15 февраля 1998 года. Конференция оказалась первой научно-практической конференцией Приволжского района города Казани.

Идейным  вдохновителем  стал  профессор,  кандидат  исторических  наук,  автор  многочисленных  публикаций  и  книг  по  истории  Татарстана,  Султанбеков  Булат  Файзрахманович, ученый, возвративший из забвения репрессий имя татарского педагога, историка, общественного деятеля Хади Атласи.

Название конференции крайне символично, ведь основная цель, поставленная идеологами  и организаторами - активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы учащихся посредством привлечения их к исследованиям, повышение мотивации углублённого освоения учащимися национальной культуры и духовности народов РТ, реализация интеграции образования, науки и культуры в УВП, насыщение содержания образования этнокультурным компонентом.

В 2008 юбилейном году конференция приобрела городской статус и стала проходить в  два дня;  впервые в конференции принимали участие не только школьники, но и сами педагоги.

Научно-практическая педагогическая конференция «Культурно - нравственные ценности народов РТ в УВП: опыт, проблемы, перспективы» оказалась одной из эффективных форм обобщения и распространения педагогического опыта. Участниками конференции рассматриваются актуальные вопросы, проблемы современного образования: воспитательный потенциал этнопедагогики, музейная педагогика как педагогическая технология, система работы с одаренными и высокомотивированными учащимися, современные педагогические технологии, организация научно-методической исследовательской деятельности педагогов и учащихся в условиях организации профильного обучения, федеральный и национально-региональный компонент в УВП, воспитательная система школы в условиях модернизации российского образования.

Традиционными секциями конференции школьников являются:

        История. Культура. Личность

        Религии народов РТ

        История и современность

        Этнокультура народов РТ

        Литературоведение и языкознание (на татарском языке)

        Литературоведение и языкознание (на русском языке)

        Литературоведение и языкознание (на английском языке)

        Экология РТ: человек и среда

        Начало научных исследований (5-8 классы)

         Реорганизация современной образовательной системы потребовала открытие новых секций, таких как

        Литературное творчество

        Навстречу Универсиаде – 2013

        Начало научных исследований (3-4 классы).

Подобное разнообразие сфер для исследовательской деятельности учащихся позволило сделать НПК им. Хади Атласи одной из самых популярных НПК в городе.  Так, статистика показывает не только расширение географии участников (принимают участие образовательные учреждения всех районов города), но и количество участников. А в текущем году количество заявленных работ составило рекордное число 137 – из 42 школ 7 районов города Казани.

Из 137  работ 23 работы были подготовлены учащимися нашей гимназии. 80% этих исследований получили высокую оценку членов комиссий и отмечены дипломами различных степеней. Недовольных результатами работы секций, как правило, не бывает, так как секции заседают в отрытом режиме, что позволяет присутствовать на них не только юным исследователям, но и научным руководителям, родителям выступающих. Кроме того, постоянное партнерство с такими образовательными учреждениями, музеями, общественными организациями, как ТГГПУ, ПФУ, Институт экологии и природных систем, КГТУ им. Туполева, ИУЭП, ИСГЗ, АН РТ, ЦВР, Национальный музей РТ, музей Салиха Сайдашева, музей Г. Тукая, ИРО РТ, ГМЦ МО и Н РТ, журнал "Казань", благотворительный фонд «Жыен», позволило организовать высокопрофессиональные составы комиссий.

Наличие большого количества вузов, учреждений РАН, многопрофильных научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, научно-методических центров в Казани позволяет привлечь студентов, аспирантов, ученых к систематической научно-исследовательской и проектной работе со школьниками. К членам жюри, по сложившейся традиции, предъявляются высокие требования: помимо профессионализма в одной из областей наук, важно владеть знанием подростковой психологии и возрастной этики. Ведь конференция – это своего рода диалог маститых ученых, теоретиков и практиков, с юными дарованиями, защищающими свои первые научные изыскания. Участие в конференции принимают  не только «проверенные временем» председатели и члены жюри, но и привлекаются все новые и новые научные деятели.

Так, 2012 году в работе секций приняли участие 8 кандидатов наук, 5 аспирантов, 4 профессора.

Процесс подготовки и организации конференции осуществляется на протяжении всего учебного года. В сентябре-октябре будущие исследователи определяются с темой исследования, в ноябре-декабре осуществляется написание и оформление работ, в декабре-январе оргкомитет конференции  начинает работу по приему и рецензированию работ, формированию секций. В ходе 1 заочного тура рецензенты рекомендуют к рассмотрению на очном туре, наиболее интересные и творческие работы учащихся. В день проведения конференции происходит защита и представление исследования.

Основными критериями в оценке работ и выступлений являются:

• использование в исследовательской работе известных результатов и научных фактов;

• владение современным состоянием проблемы;

• умение использовать источники, литературу по данной проблеме (полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования ученых);

• лингвистическая компетенция (владение языковыми нормами);

• понимание цели;

• логика изложения, убедительность аргументации, чёткие выводы;

• самостоятельность суждений;

• оригинальность, творческий подход к выполнению представленной работы;

• коммуникативная компетенция;

• оформление работы.

       Естественно, что без определенного рода недостатков не обходится ни одно выступление: это и неправильное оформление работ, отсутствие исследовательского характера, новизны и актуальности заявленных тем. Опыт показывает, что на следующую конференцию те же самые участники  приходят с качественно новыми работами и формами их представления.

В ходе заседания секций руководители и члены комиссий провозглашают победителей. На пленарном заседании подводятся итоги конференции, победители награждаются дипломами и памятными подарками, а участникам выдаются сертификаты.

Но на этом работа конференции не заканчивается. Оргкомитет продолжает работу по составлению и редактированию сборников тезисов лучших исследований, вручение которых произойдет на конференции в грядущем году.

Организация и проведение подобного рода научно-практических конференций для нас, педагогов и учащихся гимназии – неоценимый опыт и уникальная возможность увидеть «кухню» исследовательской деятельности изнутри. Кроме того, НПК Атласи – стартовая площадка для учащихся гимназии, где они апробируют, совершенствуют свои исследования, принимают во внимание критику, для того чтобы успешно выступить на региональных и федеральных конференциях им. Толстого, Поволжской конференции, «Юность, наука, культура» и других.

Действенность подобной формы организации исследовательской деятельности учащихся и педагогов  доказывают высокие результаты на НПК различных уровней.

Успешность наших гимназистов на НПК обусловлена многими факторами. Идея исследования редко рождается внезапно. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению, эвристические методы  как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной, где закладывается база научно-исследовательских компетенций.



К списку новостей