• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 "Красная шапочка"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423823, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, б-р Бердаха, д. 2 (45/17)
Телефон: +7(8552) 52-14-68
E-Mail: Mdou.31KS@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ №31 "Красная шапочка"
Руководитель: Бакусева Гузель Равхатовна
Год основания учреждения: 1985
У нас учатся: 170 детей
У нас учат: 25 педагогов

Новостной блок

ПЛАН – ПРОГРАММА реализации УМК по обучению детей татарскому и родному языку (приложение к основной общеобразовательной программе ДОУ на 2013-2014 учебный год)

Опубликовано: 18.01.2014

Пояснительная записка

Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой,  от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа.

Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь  воспитания и обучения  с жизнью и национальными культурными традициями. Одна из актуальных проблем в системе образования - это вопрос об овладении вторым языком.

Для решения данной проблемы, Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях.

Данный учебно-методический комплект (УМК) представляет новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях: если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практико ориентированности, мультимедийности, обучению с помощью игр, сказок, мультфильмов.

Пособие УМК направлено на воспитание интереса к овладению двумя языками, развитию активной и пассивной речи и адресовано воспитателям детского сада.

Перед педагогами ставятся основные задачи изучения татарского языка в дошкольном возрасте:

-  формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме;

-  формирование мотивации учения ребенка;

- активизация в речи слов обозначающих предмет, признак предмета и действие;

- развитие умения составлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка.

Для решения данных задач,  предназначены учебно-методические комплекты, разработанные творческими группами  г. Казани и Набережных Челнов:

 - комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», творческая группа под руководством Зариповой З.М.  Проект состоит из трех частей : “Минем өем” (для средней группы), “Уйный-уйный үсәбез” (для старшей группы), “Мәктәпкә илтә юллар” (для подготовительной к школе группы). Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски”, творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.

В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.

Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспи­тания детей.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

- В связи с этим был разработан и составлен учебно-методический комплект «Туган телдә сөйләшәбез». Данный УМК включает в себя методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитию речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная со средней группы, аудиозаписи, серии картин.

Основная цель УМК “Туган телдә сөйләшәбез”  - формирование  правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить.

УМК “Туган телдә сөйләшәбез”  разработан для первой младшей группы, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Особенность комплекта заключается  в формировании грамматического строя, фонетического, лексического уровней языковой системы,  развитии связной речи.

Методическое пособие имеет обычную структуру. В пояснительной записке раскрывается актуальность развития речи, обучения детей родному языку. Указаны цель и задачи методического пособия. Дана характеристика структуры методического пособия. Раскрываются возрастные особенности  развития детей, которые  учитываются при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Одним из важных условий успешной работы является подготовка педагогов по реализации УМК через систему методических мероприятий, а так же поддержка  и  активное участие родителей в обучении детей двум языкам.

Цель данной  программы: обеспечить условия для реализации УМК по обучению детей татарскому и родному языку.

Организация работы по реализации УМК

Организация работы по реализации УМК в ДОУ осуществляется в процессе НОД, режимных моментов, в разных видах деятельности (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО.

НОД организуется в соответствии с Методическими рекомендациями по организации обучения детей татарскому (русскому) языку в дошкольных образовательных организациях (письмо МО и Н РТ от 08.11.2013 г. № 15588/13) В соответствии с Законом Республики Татарстан N 16 от 03.03.2012 "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан N 463 от 29.06.2001 "О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ"

 

В ДОУ № 31 обучение родному (татарскому) языку начинается со второй младшей группы (с 3-х лет) и проводится воспитателем по обучению татарскому языку 3 раза в неделю в форме игры в рамках режима дня.

Начиная со средней группы, вводится обучение детей татарскому языку 3 раза в неделю. Из них два раза в неделю НОД проводится по подгруппам, третья НОД проводится на закрепление пройденного материала со всей группой.

 

Для организации обучения детей татарскому  языку в ДОУ в режимные моменты переносятся следующие НОД:

в средней группе:  

- НОД «Лепка/аппликация» («Художественное творчество»)

- НОД «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

- НОД «Рисование» ( «Художественное творчество»)

 

в старшей  и подготовительной к школе группах:

- НОД «Рисование» («Художественное творчество»)

- НОД «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

- НОД «Познавательно-исследовательская  и продуктивная (конструктивная)  деятельность («Познание»)

Кроме НОД по обучению детей татарскому языку, воспитатель по обучению детей языкам ведёт индивидуальную работу с детьми в свободное от НОД время, а так же работу с педагогами и родителями.

Воспитатели и специалисты создают языковую среду в общении с детьми в течение дня с целью закрепления пройденного материала НОД по обучению детей татарскому языку.

Три раза в год с помощью диагностической методики проводится мониторинг. Результаты мониторинга фиксируется в персональных карточках детей. Образовательная деятельность детей организуется с учётом Федеральных Государственных Стандартов ДО. Прослеживается интегрированный подход к организации деятельности малышей.

Оснащение педагогического процесса по реализации УМК

При проведении НОД и реализации УМК педагоги используют литературу:

- Региональная программа дошкольного образования. Тобэкнен мэктэпкэчэ белем биру программасы/Р.К. Шаехова - Казань, РИЦ, 2012;

“Туган телдә сөйләшәбез”  ойрэту программасы"/З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчева, Р.С. Исаева х.б. - Казань, Школа РИЦ, 2013;

- Программа "Изучаем русский язык"/С.М. Гафарова, Г.З. Гарафиева - Казань, Школа РИЦ, 2013;

- “Туган телдә сөйләшәбез”  ". Методик кулланма. 2-3 яшь/Хэзрэтова Ф.В., Шэрэфетдинова З.Г., Хэбибуллина И.Ж. - Казан, ТКН, 2012;

- "“Туган телдә сөйләшәбез”  Методик кулланма 5-7 яшь/З.М. Зарипова, Л.Н. Вэжиева х.б. - Казан, Фолиант, 2012;

- "Татарча сөйләшәбез". Методик кулланмалар: 4-5, 5-6 яшь/З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчева, Р.С. Исаева х.б. - Казан, Хэтер, 2011, 2012; 6-7 яшь, Казан, ТКН, 2012;

- "Изучаем русский язык". Методическое пособие/С.М. Гаффарова, Г.З. Гарафиева - Казань, ХЭТЕР, 2011;

- "На поляне детства". Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. /Сост. К.В. Закирова - Казань, Школа РИЦ, 2011;

- "Балачак аланы". Балалар бакчасы тэрбиячелэре хэм эти-энилэр очен хрестоматия./Тоз. К.В. Закирова - Казань, Школа РИЦ, 2011.

 

Кроме того в группах и у специалистов ДОУ имеются аудиоматериалы, рекомендованные к использованию в работе с детьми по закреплению пройденного материала в процессе НОД: диски «Биилэр итек-читеклер», «Шома бас», «Африка хитмеклере», «Сертотмас урдек», «Танцы народов Поволжья», «Татар экиятлере».


 


смотреть в разделе "документация"



К списку новостей