• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 "Красная шапочка"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423823, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, б-р Бердаха, д. 2 (45/17)
Телефон: +7(8552) 52-14-68
E-Mail: Mdou.31KS@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ №31 "Красная шапочка"
Руководитель: Бакусева Гузель Равхатовна
Год основания учреждения: 1985
У нас учатся: 170 детей
У нас учат: 25 педагогов

Новостной блок

Развитие речи ребенка третьего года жизни

Опубликовано: 17.05.2013

 

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматиче­ские формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, за­тем — дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соедини­тельные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?». За каждым таким этапом — огромная работа и самого малыша, и ок­ружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание соб­ственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи; говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: почему? как? где? зачем? — не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и вос­принимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет про­стые словесные поручения — идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000—1200 слов.

Лексика

В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы,

междометия. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идет гулять».

Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: «мамин, папин, Колин». Затем появляются ха­рактеристики состояния: «злой, веселый, голодный». Пространство же передается такими словами, как: «так, туда, тут».

Овладение слоговой структурой слова — точное воспроизведение слогового ряда —г звукового оформления, — к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропуска­ет, и тогда КАПЮШОН — это ПИКИШОН, ВЕЛОСИПЕД — ВИ-ПЕД, а ФОТОАППАРАТ и вовсе — АГРАФЕН. Разумеется, помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, названия картинок в котором располагаются в определен­ной слоговой последовательности:

  односложные слова — СОК, МЯЧ, ЛЕС;

  простые двухсложные слова без стечения согласных, слоги прямые — МАМА, КОЛЯ, МЫЛО;

  двухсложные слова со стечением согласных ■— ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА;

  трехсложные слова без стечения согласных — КОРОВА, ВО­РОНА, ВОРОТА;

  трехсложные слова со стечением согласных — БАРАНКА, БУРЕНКА;

  слова с закрытым слогом — БАРАБАН, КАРАНДАШ, ТЕЛЕ­ГРАФ;

  четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных — БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, АВТОМОБИЛЬ.

Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных «ЛОТО». Ежедневно следует анализировать не более 2—3 картинок. Нужное слово сначала четко произносит мама, затем вместе с малы­шом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Прой­денное необходимо периодически повторять.

На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка — овладение грамматической структурой. Граммати­чески речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, прогова

ривает все, что делает кукла Катя: «Катя села НА стул. Катя спрята­лась ЗА стул. Катя вышла ИЗ-ЗА шкафа. Катя легла В постель. Катя залезла ПОД стол. Катя вылезла ИЗ-ПОД стола».

Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на пред­логи. Играя с сыном, вы соблюдаете те же правила: «Машина едет ПО улице. Машина подъезжает К дому. Машина въезжает В гараж. Ма­шина выезжает ИЗ гаража. Машина выезжает ИЗ-ПОД моста. Маши­на едет ЗА угол дома. Машина выезжает ИЗ-ЗА угла», Так усваива­ются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закре­плению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), а также сонррные (л, р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан— БАЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани — СЯНИ, зайка — ЗЯЙКА), заме­няют шипящие — свистящими (шайба — СЯИБА, жаба — ЗЯБ А) или звуками т-д: шуба — ТЮБА, жук — ДЮК. Нарушения звукопроиз-ношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обрати­те внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомне­ния, обязательно покажите его врачу — ортодонту, так как, например, от прикуса зависит чистота произношения.

Для развития артикуляционной моторики малышу можно еже­дневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжетными им­провизациями. Например:

«Язычок живет в домике, который называется Ротик. Пока­жи!» — Ребенок показывает.

«В домике есть двери: зубки и губки. Язычок встает рано утром и выбегает из домика».

«Каждое утро Язычок делает зарядку» — «бегает» по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.

«Затем Язычок чистит зубки» — кончиком языка погладить ниж­ние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.

«Язычок завтракает. Ест манную кашу».— «Мня-мня-мня».

«Язычок садится на лошадку и едет в гости к тетушке Щечке» —-предлагается пощелкать языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно.

«У тетушки идет ремонт и Язычок помогает красить потолок и стены» -— кончиком языка погладить небо и внутреннюю поверх­ность щек.

«Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем» —ширкое дви­жение языком по верхней и нижней губе.

«Язычок покачался на качелях в парке»— попеременные движе­ния языком то к носу, то к подбородку.

«Язычок сел на лошадку и поехал домой!»

Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внимание. Гуляя с ним, привле­кайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льется вода из крана, звонит телефон и т. д.

Попросите малыша определить тот или иной звук. Подарите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губную гармошку, погремушку, металлофон и т. д. — они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предвари­тельно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокас­сеты с записями хорошо известных сказок: «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок», «Репка» и т. д. Учите малыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата — улучшается переключаемость с одной артику­ляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофизиологические ис­следования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Мож­но продолжать народные игры с пальчиками, организовать дома ку­кольный театр или, если хватит фантазии — театр теней.

Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начинают гово­рить рано и четко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окружающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Почему заговорить бывает трудно

Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.

Если в 2—2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, сле­дует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он, так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки ак­тивной речи у детей 2—2,5 лет.

Задержка речи на стадии называния. Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обо­значающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Не­умение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекатель­ным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотруд­ничество с ребенком по типу «давай вместе». И в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым. Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом являет­ся лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавше­гося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже рассказывали.

Ориентация в основном на предметный мир. Родителей раду­ет, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предме­тами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.

Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточива­ясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмо­циональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и вниматель­ное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку»), спрятать лицо ребенка, об­радоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в «сороку-ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следу­ет придавать по возможности человеческий характер — куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. д. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.

Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутст­вии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим на­строением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в ко­торые нельзя играть одному, например, катать мячик.

«Детские» слова могут препятствовать развитию речи. При­чины употребления специфических «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затрудне­но несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ре­бенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, об­ращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.



К списку новостей