Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31 "Красная шапочка"
Визитная карточка
| Адрес: | 423823, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, б-р Бердаха, д. 2 (45/17) |
| Телефон: | +7(8552) 52-14-68 |
| E-Mail: | Mdou.31KS@tatar.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МБДОУ №31 "Красная шапочка" |
| Руководитель: | Бакусева Гузель Равхатовна |
| Год основания учреждения: | 1985 |
| У нас учатся: | 170 детей |
| У нас учат: | 25 педагогов |
Новости
ПЛАН – ПРОГРАММА реализации УМК по обучению детей татарскому и родному языку (приложение к основной общеобразовательной программе ДОУ на 2013-2014 учебный год)
Опубликовано: 18.01.2014Пояснительная записка
Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа.
Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями. Одна из актуальных проблем в системе образования - это вопрос об овладении вторым языком.
Для решения данной проблемы, Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях.
Данный учебно-методический комплект (УМК) представляет новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях: если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практико ориентированности, мультимедийности, обучению с помощью игр, сказок, мультфильмов.
Пособие УМК направлено на воспитание интереса к овладению двумя языками, развитию активной и пассивной речи и адресовано воспитателям детского сада.
Перед педагогами ставятся основные задачи изучения татарского языка в дошкольном возрасте:
- формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме;
- формирование мотивации учения ребенка;
- активизация в речи слов обозначающих предмет, признак предмета и действие;
- развитие умения составлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка.
Для решения данных задач, предназначены учебно-методические комплекты, разработанные творческими группами г. Казани и Набережных Челнов:
- комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», творческая группа под руководством Зариповой З.М. Проект состоит из трех частей : “Минем өем” (для средней группы), “Уйный-уйный үсәбез” (для старшей группы), “Мәктәпкә илтә юллар” (для подготовительной к школе группы). Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски”, творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.
В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.
Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
- В связи с этим был разработан и составлен учебно-методический комплект «Туган телдә сөйләшәбез». Данный УМК включает в себя методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитию речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная со средней группы, аудиозаписи, серии картин.
Основная цель УМК “Туган телдә сөйләшәбез” - формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить.
УМК “Туган телдә сөйләшәбез” разработан для первой младшей группы, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Особенность комплекта заключается в формировании грамматического строя, фонетического, лексического уровней языковой системы, развитии связной речи.
Методическое пособие имеет обычную структуру. В пояснительной записке раскрывается актуальность развития речи, обучения детей родному языку. Указаны цель и задачи методического пособия. Дана характеристика структуры методического пособия. Раскрываются возрастные особенности развития детей, которые учитываются при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Одним из важных условий успешной работы является подготовка педагогов по реализации УМК через систему методических мероприятий, а так же поддержка и активное участие родителей в обучении детей двум языкам.
Цель данной программы: обеспечить условия для реализации УМК по обучению детей татарскому и родному языку.
Организация работы по реализации УМК
Организация работы по реализации УМК в ДОУ осуществляется в процессе НОД, режимных моментов, в разных видах деятельности (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО.
НОД организуется в соответствии с Методическими рекомендациями по организации обучения детей татарскому (русскому) языку в дошкольных образовательных организациях (письмо МО и Н РТ от 08.11.2013 г. № 15588/13) В соответствии с Законом Республики Татарстан N 16 от 03.03.2012 "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан N 463 от 29.06.2001 "О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ"
В ДОУ № 31 обучение родному (татарскому) языку начинается со второй младшей группы (с 3-х лет) и проводится воспитателем по обучению татарскому языку 3 раза в неделю в форме игры в рамках режима дня.
Начиная со средней группы, вводится обучение детей татарскому языку 3 раза в неделю. Из них два раза в неделю НОД проводится по подгруппам, третья НОД проводится на закрепление пройденного материала со всей группой.
Для организации обучения детей татарскому языку в ДОУ в режимные моменты переносятся следующие НОД:
в средней группе:
- НОД «Лепка/аппликация» («Художественное творчество»)
- НОД «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
- НОД «Рисование» ( «Художественное творчество»)
в старшей и подготовительной к школе группах:
- НОД «Рисование» («Художественное творчество»)
- НОД «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
- НОД «Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность («Познание»)
Кроме НОД по обучению детей татарскому языку, воспитатель по обучению детей языкам ведёт индивидуальную работу с детьми в свободное от НОД время, а так же работу с педагогами и родителями.
Воспитатели и специалисты создают языковую среду в общении с детьми в течение дня с целью закрепления пройденного материала НОД по обучению детей татарскому языку.
Три раза в год с помощью диагностической методики проводится мониторинг. Результаты мониторинга фиксируется в персональных карточках детей. Образовательная деятельность детей организуется с учётом Федеральных Государственных Стандартов ДО. Прослеживается интегрированный подход к организации деятельности малышей.
Оснащение педагогического процесса по реализации УМК
При проведении НОД и реализации УМК педагоги используют литературу:
- Региональная программа дошкольного образования. Тобэкнен мэктэпкэчэ белем биру программасы/Р.К. Шаехова - Казань, РИЦ, 2012;
“Туган телдә сөйләшәбез” ойрэту программасы"/З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчева, Р.С. Исаева х.б. - Казань, Школа РИЦ, 2013;
- Программа "Изучаем русский язык"/С.М. Гафарова, Г.З. Гарафиева - Казань, Школа РИЦ, 2013;
- “Туган телдә сөйләшәбез” ". Методик кулланма. 2-3 яшь/Хэзрэтова Ф.В., Шэрэфетдинова З.Г., Хэбибуллина И.Ж. - Казан, ТКН, 2012;
- "“Туган телдә сөйләшәбез” Методик кулланма 5-7 яшь/З.М. Зарипова, Л.Н. Вэжиева х.б. - Казан, Фолиант, 2012;
- "Татарча сөйләшәбез". Методик кулланмалар: 4-5, 5-6 яшь/З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчева, Р.С. Исаева х.б. - Казан, Хэтер, 2011, 2012; 6-7 яшь, Казан, ТКН, 2012;
- "Изучаем русский язык". Методическое пособие/С.М. Гаффарова, Г.З. Гарафиева - Казань, ХЭТЕР, 2011;
- "На поляне детства". Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. /Сост. К.В. Закирова - Казань, Школа РИЦ, 2011;
- "Балачак аланы". Балалар бакчасы тэрбиячелэре хэм эти-энилэр очен хрестоматия./Тоз. К.В. Закирова - Казань, Школа РИЦ, 2011.
Кроме того в группах и у специалистов ДОУ имеются аудиоматериалы, рекомендованные к использованию в работе с детьми по закреплению пройденного материала в процессе НОД: диски «Биилэр итек-читеклер», «Шома бас», «Африка хитмеклере», «Сертотмас урдек», «Танцы народов Поволжья», «Татар экиятлере».
смотреть в разделе "документация"
К списку новостей














